Картезианский монастырь Святого ИАКОВА Certosa di San Giacomo

Монастырь Св. Иакова (Certosa di San Giacomo), замечательный образец средневекового искусства.

Стоит недалеко от центра г. Капри в местности, частично занятой оливковыми рощами и виноградниками, частично — современными постройками, контрастирующими с архитектурным стилем XIV в. Возведение огромного монастырского комплекса началось в 1363 г. по желанию графа Джакомо Аркуччи, секретаря и казначея королевы Иоанны I Анжуйской, и возобновилось в 1371-74 гг.

Capri_Certosa-di-San-Giacomo Монастырь Святого Иакова certosa di san giacomo на Капри Картезианский монастырь Святого ИАКОВА Certosa di San Giacomo Capri Certosa di San Giacomo

В первые века своей истории монастырь, как и сам остров, подвергался разрушительным набегам турецких корсаров. В 1553 г. он был разграблен и сожжён пиратом Драгутом, то же случилось спустя одиннадцать лет, и это убедило картезианцев в необходимости строительства оборонной башни (она обрушилась в 1808 г.). В том же 1808 г. наполеоновское правительство упразднило монастырь, отменило его многочисленные привилегии, бывшие иногда предметом серьезных протестов со стороны населения, и, конфисковав монастырское имущество, изгнало картезианцев с острова. В монастырских зданиях устроили казарму, а с 1815 г., при Бурбонах, — тюрьму, затем инвалидный дом и, наконец, с 1860 г. до начала XX в., — место содержания провинившихся военнослужащих.

[quote font=»1″ arrow=»yes» align=»right»]В первые годы нашего столетия Чертоза подверглась риску попасть в руки одной компании, которая намеревалась обратить её в туристический комплекс. Только после вмешательства известного деятеля культуры Бенедетто Кроче она избежала этой судьбы, перейдя под эгиду Министерства народного образования, а затем — Министерства культуры.[/quote]

Для воссоздания первоначальной красоты в 1927 г. здесь начались реставрационные работы, продолженные в конце 1980-х гг. Посещение Чертозы даёт возможность познакомиться как с ядром средневекового комплекса, так и с результатами различных реставраций (первая была предпринята уже в 1553 г., сразу после пиратского рейда Драгута), модификаций и пристроек, проводившихся в течение столетий.

Дорога, ведущая в Чертозу, на которой стоит аптека и так называемая Женская капелла (Capella delle Donne), идёт к церкви Св. Иакова, расположенной у входа в монастырь. Стрельчатый портал храма увенчан люнетой с фреской XIV в., изображающей Деву Марию с Младенцем, Святых Бруно и Иакова и донаторов: королеву Иоанну I и графа Аркуччи. Торжественный однонефный интерьер (отреставрирован в 1927 г.) украшен элегантными крестовыми сводами и фресками XVII-XVIII вв. Минуя башню, стоящую рядом с храмом, посетитель попадает в саму Чертозу. Одна часть её построек была предназначена для повседневной монастырской жизни (братские келлии, склады, конюшни, жилища пилигримов). Другая, большая, служившая обителью затворников, состоит из двух дворов-клуатров (малый «кьостро» XIV в., перестроенный в XV в., и большой «кьостро» конца XVI в.), а также галереи, трапезной, зала капитула, монашеских келлий, аппартаментов приора и Часовой башни (две последние постройки появились в XVII в.).

Трапезная и галерея, соединяющая дворы, с 1974 г. заняты музеем Карла Вильгельма Диффенбаха, противоречивого немецкого художника, жившего на острове на рубеже веков. Среди выставленных его работ — такие оригинальные каприйские пейзажи, как виды Марина Пиккола и морских гротов.

В находящемся по соседству помещении — выставка ценных археологических экспонатов: алтарь и две римские статуи, найденные в 1964 г. во время подводных исследований в Голубом гроте. Статуи, сильно изъеденные морской водой, изображают тритона и Посейдона.

Малый двор замкнут элегантным портиком с круглой аркой XV в., поставленной на пилястрах римской эпохи, с римскими и византийскими капителями. С его общим видом контрастирует барочная Часовая башня.

Круглые арки, поставленные на широкие пилястры, обрамляют и Большой двор, куда первоначально выходили келлии отцов-картезианцев (сейчас они частично заняты гимназией «Виргилий Мароне»), зал капитула и другие монастырские помещения. Под двором находится огромная цистерна со сводчатым потолком и люнетами, в которой раньше хранились запасы воды.

Справа от двора в XVII в. были добавлены апартаменты приора и сад, не принадлежащие к классической композиции картезианского монастыря. Отсюда открывается великолепная панорама на море, на рифы Фаральони и на мыс Пунта Трагара.

В Чертозе также размещена Муниципальная библиотека, в состав которой включены фонды Итало-русской библиотеки, основанной на острове и 1913 г. видным деятелем культуры У. Дзанотти Бьянко, при содействии Максима Горького, и ликвидированной при Муссолини.

[ad id=»877″]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Mike Core/ автор статьи